Помоги проекту

 руб.
в помощь проекту

Диакониссы

Пояснительная записка о задачах и целях открывшейся в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия

летописях нашей Православной Русской Церкви хранится, как драгоценная жемчужина, завет Патриарха Иоакима, призывающий верных чад ее придти на помощь всем страждущим духовно и телесно, «всем немоствующим душой и тем, иже просити стыдятся», чтобы послужить Господу милостыней через особые «домы милования», в коих была бы сосредоточена вся благотворительная церковная деятельность.

Диакониссы. Доклад Святешему Синоду Русской Правосланой Церкви

По примеру жен-мироносиц, служивших Иисусу Христу при Его земной жизни и отправившихся на проповедь о Нем среди неверующих после его Воскресения, в Церкви Христовой, в параллель семи диаконам, служившим трапезам (Деян.6,2-6), появились диакониссы, которым вменялось в обязанность служить образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся (6 Вселенский собор, правило XVI). Институт диаконисс нашел себе широкое применение в жизни древнехристианской Церкви и практиковался во всех православных церквах не только на Восток, но и на Запад. Иерусалим, Александрия, Рим и Константинополь одинаково в числе своих клириков считали и диаконисс, причем число последних, например, в Великой Церкви соответствовало тем исключительным материальным средствам, какими располагал, благодаря царским щедротам, великолепный храм императора Юстиниана.

Переписка Великой Княгини Елизаветы Феодоровны с профессором А.А. Дмитриевским

Выдержка из книги "Вдали от мирской суеты".

К вопросу о присвоении сестрам обители звания диаконисс

9 ноября 1911 года в Синоде рассматривалось ходатайство митрополита Московского Владимира от 7 ноября о присвоении сестрам Марфо-Мариинской обители именования диаконисс. Членами Синода было принято во внимание, что: 1) диаконисы в древности служили делу христианского просвещения, помогали больным и бедным; 2) от современных христианок, сообразно условиям русской церковно-общественной жизни, требуется именно такого рода помощь нуждающимся, как духовная, так и физическая; 3) опыты возобновления древнего служения диаконисс желательны и уже в некоторых местах осуществляются; 4) Марфо-Мариинская обитель и являет собой такого рода образец деятельности.

Женское служение в ранней христианской Церкви (Начало)

Женское служение в христианских общинах связано с тем положением, которое занимала женщина в ранней Церкви, с тем, какое представление о ее статусе складывалось в христианской традиции. Поэтому так важно выяснить, обладали ли женщины служением слова, выполняли ли какие-то литургические функции и какую роль для их церковной жизни играло хранение целомудрия; как сама Церковь заботилась о благочестивых женах, как эволюционировала женская деятельность в различных частях Церкви с течением времени, а в целом, — в какой мере в рамках христианской традиции I — VI вв. служение женщин соотносилось с их общецерковным положением.

Женское служение в ранней христианской Церкви (Продолжение)

Достоверных сведений о том, что женский диаконат как организованное служение существовал в Церкви в первые два века, нет, хотя в посланиях апостола Павла имеется несколько мест, которые иногда понимались как упоминания о диакониссах. В 1 Тим 3 Апостол перечислял качества, какими должны были обладать епископы и диаконы, а также некие женщины.

Служение диаконисс. Часть 1.

Всякое христианское призвание и служение имеет свое начало в Господе нашем Иисусе Христе. В Нем и Его отношении к современным Ему женщинам – исходная точка служения диаконисс. Он предоставил женщине более высокое положение, чем она когда-либо имела прежде. На Востоке женщина была не более чем собственностью мужчины, движимым имуществом. В Греции ее жизнь протекала в уединении и безвестности. В Риме женщины были в большей чести, но и они находились под абсолютным господством сначала своих отцов, а затем мужей. Хотя положение женщин выше в среде евреев (было даже несколько редких женщин, обладавших даром пророчества), все же еврейский мужчина благодарил Господа, что Он не создал его «язычником, рабом,… или женщиной». Женщины могли входить лишь в наружные части Храма, они освобождались от исполнения большей части Закона; их клятва могла быть аннулирована отцом или мужем, и их слово не принималось в суде. Их чтили и уважали в домашней жизни, но смотрели на них как на низших существ. Когда, в свое время, Бог послал Своего Сына, Христос смирился родиться от женщины, которую все поколения назовут благословенной.

Служение диаконисс. Часть 2.

Несколько литургических «остатков» чина диаконисc тем не менее сохранились. В понтификале Эгберта, архиепископа Йоркского (732-766), имеется епископское благословение диакона или диаконисcы, а также благословение при рукоположении диаконисс. В одном из миссалов (Leofric) епископа Экстерского (1050-1072) есть служба поставления диаконисc. Она содержится и в приложении к понтификалу Бэйнбриджа 1508 г. В Сирийской церкви молитва на рукоположение Епископа содержит прошение «дабы силою благодати [Святаго Духа] он мог ставить священников, диаконов, иподиаконов и диаконисc на служение святой Церкви»

Обсуждение вопроса о диакониссах на Поместном Соборе 1917—1918 гг.

В XIX в. происходил бурный рост численности женского монашества.

Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна: монахиня или диаконисса?

Никто не ставит под сомнение почитание св. Елисаветы Феодоровны ни в лике мучениц, пострадавших Христа ради, ни в лике преподобных, достигших святости в монашеском подвижничестве. Кроме того, св. Елисавета, очевидно, может почитаться и как благоверная княгиня, ибо за добродетельное и праведное житие по слову архиепископа Анастасия (Грибановского) "народный глас ещё при жизни нарек её святой".